Банковский сектор адаптируется к современным требованиям

Банковский сектор адаптируется к современным требованиям

20

11 марта т.г. в Агентстве информации и массовых коммуникаций Центральным банком проведена пресс-конференция, посвященная изменениям законодательства в сфере защиты прав и законных интересов потребителей банковских услуг, а также мерам по развитию платежных систем и информационно-коммуникационной инфраструктуры в банках.

На мероприятии было отмечено, что основными в рамках проводимых реформ приоритетами деятельности Центрального банка были определены совершенствование банковской системы, защита прав и законных интересов потребителей банковских услуг. соответствующие современным требованиям и международному опыту.

Глава 9 Закона «О банках и банковской деятельности» в новой редакции посвящена именно этим вопросам. В законе особое внимание уделено совершенствованию Центральным банком нормативных документов по защите прав потребителей банковских услуг, обеспечивающих в частности:

  • права заемщиков или залогодателей в выборе без ограничений страховой компании или оценщика;
  • принятие банками мер по снятию запрета с имущества, находящегося в залоге, в срок не позднее трех рабочих дней с даты полного выполнения заемщиком обязательств по уплате в соответствии с договором суммы задолженности по кредиту (займу);
  • направление банком владельцу счета уведомления при приостановлении операций на банковском счете, а также при списании денежных средств для погашения кредита без согласия клиента не позднее следующего рабочего дня с даты списания;
  • четкое изложение в кредитном договоре срока, условий и порядка использования кредита;
  • отражение в кредитном договоре пункта об ответственности перед заемщиком банка, являющегося кредитором, за неисполнение или несвоевременное выполнение обязательств по предоставлению кредита;
  • начисление процентов по кредиту с даты перевода суммы кредита на счет заемщика или иной указанный им счет, либо с даты выдачи кредита в наличной форме;
  • при наличии в кредитном договоре льготного периода погашения кредита, исчисление начала льготного периода с даты выдачи кредита;
  • направление банком заемщику письменного уведомления о приостановлении кредита и его причинах в случае, если банк полностью или частично отказывается от предоставления кредита по договору;
  • введение порядка, предусматривающего составление нового графика погашения к кредитному договору, при изменении даты начала финансирования и/или процентной ставки, досрочном частичном погашении кредита, изменении даты и сроков погашения или размера промежуточных выплат.

Наряду с позитивными результатами в сфере по защите прав потребителей банковских услуг на сегодняшний день в этом направлении деятельности коммерческих банков имеется ряд проблем.

При внедрении новых банковских продуктов с использованием цифровых технологий и соответствующего современным требованиям программного обеспечения, в рамках защиты прав потребителей в 2020 году Центральным банком особое внимание уделено следующим направлениям:

  • повышению доверия населения к банковской системе;
  • обеспечению прозрачности и открытости данных предоставляемых коммерческими банками услуг;
  • выявлению и предотвращению системных недостатков в обслуживании клиентов в банковской сфере;
  • повышению финансовой грамотности населения и доступности финансовых услуг.

Основной целью реформ банковского сектора является внедрение в коммерческих банках навыков клиентоориентированной работы. Поэтому последовательная деятельность по подготовке современных кадров для банковской сферы и регулярному повышению их квалификации будет продолжена.

Принятие Закона Республики Узбекистан «О платежах и платежных системах» от 1 ноября 2019 года позволило усилить нормы информационной безопасности и, таким образом, укрепить правовую платформу для развития в стране банковских услуг. Были повышены требования к платежным системам и их компонентам, контролю и мониторингу платежных систем, лицензированию операторов платежных систем и платежных организаций, идентификации владельцев электронных денег и платежных систем.

Согласно Указу Президента «О мерах по развитию национальной платежной системы» от 19 сентября 2018 года при Центральном банке был создан Национальный межбанковский процессинговый центр (НМПЦ). Данный центр представляет собой единую платежную инфраструктуру и способствует:

  • формированию конкурентной среды для развития финансовых технологий, цифровизации банковских услуг и повышению доступности розничных банковских услуг;
  • повышению надежности розничных платежных систем;
  • созданию возможности для коммерческих банков по внедрению современных банковских продуктов.

Развитие системы мгновенных платежей «Aнор» также является результатом усилий в этой области. Новая система позволяет осуществлять в реальном времени межбанковские денежные переводы между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, работает круглые сутки (без перерывов на выходные и праздничные дни).

Известно, что QR-коды активно используются в электронных платежах по всему миру. Эта практика также активно внедряется в нашей республике. В частности, клиент может подключить свою банковскую платежную карту к приложению на своем смартфоне и использовать это приложение для оплаты покупок или оплаты услуг. Покупателям и продавцам этот способ оплаты является более удобным, чем оплата пластиковой банковской картой. Терминал не будет использоваться при применении QR-кода, его заменит смартфон.

Банки принимают соответствующие меры по расширению спектра удаленных услуг, в том числе по дальнейшему расширению возможностей банковских мобильных приложений.

В 2020 году Центральным банком в этом направлении планируется реализовать следующие задачи:

  • расширение инфраструктуры национальной розничной платежной системы для дальнейшего увеличения числа услуг, предоставляемых банковскими картами, формирование конкурентной среды на рынке платежных услуг;
  • создание и внедрение надзорных механизмов по регулированию субъектов платежных систем;
  • ускорение процесса внедрения новых инновационных и дистанционных видов услуг, предоставляемых клиентам банков;
  • развитие системы платежей без применения банковских карт на основе NFC-технологий в пунктах розничной торговли и обслуживания;
  • совершенствование автоматизированной банковской системы (АБС) банков в целях улучшения качества оказываемых банковских услуг.

В ходе пресс-конференции журналистам были предоставлены подробные ответы специалистов Центрального банка на все интересующие их вопросы.