Кейс от OCTO: как и зачем мы запустили новую для Узбекистана технологию оплаты

Кейс от OCTO: как и зачем мы запустили новую для Узбекистана технологию оплаты

12

Сооснователь компании ОСТО Гайрат Хасбиуллин сообщил, как в локдаун их компания осуществила запуск токенизации карточек и какие были сложности.

По словам Гайрата Хасбиуллина, на данный момент, платежный сегмент РУз очень консервативен, несмотря на техно- и экономреформы. Новые способы оплачивания услуг вводятся крайне медленно (например, пока происходит повсеместный переход на бесконтактные методы, они используют QR-коды).

В подобной обстановке, они решились ввести новинку – способ оплаты посредством технологии Visa Token Service (VTS).

Токенизацией является система безопасных мобильных платежей. Иными словами, становится заменой реального номера пользовательской карточки уникальным сгенерированным кодом — токеном (или «жетоном»), который будет использоваться только раз и лишь для определенной покупки.

Из-за этого, мошенники не смогут использовать заполученные сведения второй раз, ведь для каждой оплаты генерируется новый токен. И при этом, повторную попытку использования токена банк сможет без труда отследить.

Фактически, это замена основного номера счета карточки (PAN) на 16-значную комбинацию цифр (токен), с внутренней привязкой сети VISA к номеру банковской карточки. При оплате VISA осуществляет трансформацию токена в номер карточки, чтобы обеспечить уверенность банка в том, что платеж совершается именно ее владельцем.

После он отправляется продавцу. Когда торговый пункт отправляет в банковское учреждение информацию для авторизации платежа, VISA проводит проверку действительности токена, и подтверждает его прибытие с гаджета, к которому имеется привязка.

Кроме того, токен дает возможность сокрыть фактическую информацию данные банковской карточки и предоставляет максимально возможный уровень безопасности транзакции. Пользователь может быть уверен в нажной защите данных.

В конце лета прошлого года ОСТО в тандеме с VISA и Ravnaq bank, начали работать над совместным проектом. С начала работы, в проект внесли 300 тысяч долларов, куда вошли затраты на IT-экспертов и приобретение спецлицензий.

С декабря стартовали тестовые запуски сервиса в формате family&friends, а в феврале нынешнего года им могут воспользоваться все пользователи. На данный момент, этими услугами пользуются примерно 6000 пользователей.

На данный момент их цель — приохотить пользователей к бесконтактной оплате. Кроме того, нужно показать кассирам как работать с бесконтактными оплатами.

Пластиковые карточки уже в прошлом

Г. Хасбиуллин считает, что пластиковые карточки устарели и держатся на card experience — консерватизме банковской сферы и людей, инерции и неравномерном развитии стран.

Можно увидеть усилия некоторых участников платежного сегмента отыскать устаревшему методу какое-то новое применение, но его не существует.

Недавно стало понятно, что карточка по большей части и не требуется, если под рукой имеется смартфон. Китай оказался в числе первых, кто это понял. Сильно отстающая по финансовой технике страна, теперь имеет в своем активе AliPay и WeChat Pay, которые активно завоевывают рынки, сделав UnionPay всего лишь дополнением.

Стоит отметить, что в начале нынешнего года в партнерстве с VISA им удалось осуществить токенизацию карточек и обеспечить возможность оплаты покупки смартфонами с ОС Android и смартвотчей, что определенно является существенным шагом в сторону Google Pay, Samsung Pay и Apple Pay. По словам Хасбиуллина, на данный момент они рассматривают возможность сотрудничества с локальными банками и ритейлингом.

Дальнейшие планы

Данный сервис является вкладом в будущее, и компания на собственном опыте знает, как этот проект затратен. Для них ясно, по какой причине до этого момента никто не занялся освоением этой ниши — чтобы выйти на рынок, требуется множество ресурсов: компетенции, техкоманда, средства и огромная проектная работа, чтобы стать сертифицированным партнером VISA.

Г. Хасбиуллин также отметил, что незадолго до их запуска, компания HUMO Pay сообщила о собственном сервисе, что стало для них хорошим стартом. Они приветствуют здоровую конкуренцию, так как она держит в тонусе и является напоминанием о необходимости делать что-то новое, постараться превзойти свои возможности.

Под конец, Хасбиуллин решил отметить важный момент. По его словам, пришло то время, когда имеющиеся технологии в РУз, не устраивают новое поколение, к примеру, поколение Z. В стране, отсутствует бизнес-сегмент, способный комплексно удовлетворить их потребности.

Помимо этого, есть еще поколение Alpha, представители которого с раннего возраста привыкли использовать смартфоны и различные онлайн-сервисы. Уже через 5 лет они уже станут полноценными членами этого общества и соответственно потенциальными пользователями.